![]() |
Независимое Экологическое
|
Наши
|
Главная » Для журналистов » Новости агентства » Доклад А. С. Мартынова на международной конференции » Тезисы доклада
Тезисы доклада «Эффективная эколого-энергетическая политика на основе учета воздействий на среду в жизненном цикле продукции»Александр Мартынов Посткризисный рост экономики и западня социально-экологических проблемВ мировой истории пост кризисный рост экономики всегда сопровождался обострением экологических проблем: в США рост после Великой депрессии поставил на грань гибели экосистему Великих озер. Послевоенное восстановление Европы превратило Рейн в сточную канаву. В России подъем также начат с роста воздействий на окружающую среду. «Прыжок в будущее» Успешная экологическая политика должна базироваться на объективных закономерностях развития.До 2004 года рост основных загрязнений опережал рост производства. Шло «проедание» природных богатств, в т.ч. такого как ассимиляционный потенциал экосистем. Однако в последние годы произошло пересечение тенденций. Это физический индикатор начала пути к новому технологическому укладу. Экологизация экономики России возможности и ограничения стратегий развитых экономик мираРоссия стремительно проходит путь развитых экономик мира. Близится момент, когда рост доходов населения вызовет смену его ценностных ориентиров, существенно возрастет значимость экологических проблем, что приведет к ужесточению требований по защите окружающей среды. Политика ужесточения экологических ограничений порождает два процесса: перемещение «природоемких» отраслей в страны с более слабой экологической политикой и применение на оставшихся внутри страны производствах все более «чистых» технологий. Потери природных экосистем и районы высоких уровней загрязненияРоссия, как мировой поставщик ресурсов, лишена возможности выноса базовых производств в другие страны, но может перераспределять нагрузку внутри больших территорий. Возникает поляризация условий среды и уровней загрязнения. На освоенных территориях центра страны потери природной устойчивости превышают 50%, в то время, как в северных и восточных регионах не более 3%. Высокое загрязнение приурочено к ограниченному числу промышленных центров. Международные инструменты экологизации бизнесаДля стимулирования смены технологий на более «чистые» и преодоления экологической ямы за рубежом использовали широкий набор инструментов (сертификаты ISO, социальные отчеты по стандартам GRI, «Экваторские принципы» ведущих банков, биржевые индексы устойчивого развития семейства Доу-Джонса и др.). Российская система оценки социально-экологической эффективности бизнесаРоссийские экологи сделали акцент на прямое развитие конкуренции по экологическим мотивам. С этой целью Международный социально-экологический союз (МСоЭС) при поддержке Минэкономразвития учредил Независимое экологическое рейтинговое агентство (НЭРА). На сегодня выпущено уже 4 справочника по крупнейшим компаниям. Сделаны рейтинги 3000 предприятий всех регионов страны. Оценки «НЭРА» перешагнули границу России в январе был сделан первый экологический рейтинг компаний Казахстана. На сайте Всемирного Банка для АНО «НЭРА» создана директория с собственным именем нашего агентства http://ns.worldbank.org.ru/nera. Принципы формирования системы показателей МСоЭС-НЭРАОсобенностью проекта является использование только количественно измеримых показателей. Наш образ это измерительная лента (тайп меже). Для всех применяется одинаковый набор показателей (вода, стоки, выброс, отходы, земли, а с этого года энергия). Использование удельных показателей позволяет сравнивать крупные и малые предприятия, разные отрасли и регионы. Универсальность и массовость очень удобны для анализа тенденций. Использование официальной статистики обеспечивает легкое восприятие результатов на всех уровнях управления. Основные экологические проблемы не в сфере производства энергии, а в сфере ее потребленияПрежде чем обсуждать энергоэффективность, как стратегию продвижения товаров надо рассмотреть саму энергию, как товар. Если сложить все экологические воздействия на стадии производства энергии и на стадии её потребления, то легко убедиться, что главные проблемы лежат в энергопотреблении. Основная цель настоящей конференции продвижение на рынки энергосберегающей продукции. При этом надо помнить, что энергетические, а значит и экологические, преимущества товара, складываются из энергоэффективности эксплуатации и экологичности производства. Какова реальная экологическая цена продукции, в том числе энергосберегающей?Например, крыша железнодорожного вокзала в Берлине выполнена из фотогальванических элементов. Подсчитывая чистые киловатт-часы можно радоваться, как Карлсон с моторчиком на солнечных батареях, если при этом забыть об экологических издержках производства чистого кремния. Второй пример соблюдение евростандартов на выбросы автомобилей обеспечивают каталитические дожигатели, платину и палладий для которых поставляет Норильский комбинат, загрязняя атмосферу на Таймыре. Использование межотраслевых балансов для оценки загрязнений, реально сделанных для каждой группы товаров.Основной вывод прежде чем формировать экологический брэнд любого товара надо все аккуратно просчитать, иначе есть риск натолкнуться на неожиданные контраргументы конкурентов или органов власти, что в России гораздо серьезней. Корректное сравнение экологичности товара должно учитывать сумму воздействий на среду, сделанных не только в сборочном цехе, но и на более ранних фазах при производстве металлов, полимеров и главное энергии, для данного товара. Эта задача решена с использованием межотраслевых балансов (Леонтьевских матриц «Затраты-Выпуск»). Потребление продукции каждой отрасли для производства продукции других отраслей позволяет определить сколько загрязнений реально сделано для каждого товара или услуги. Вот фрагмент межотраслевого баланса использования воды, такие же сделаны по выбросам в атмосферу, отходам, загрязненным стокам. Как рассказать потребителю об экологической эффективности производства и использования действительно лучшей продукции?Мы видим, что объективный и полный учет экологических воздействий связанных с производством и использованием любого товара в принципе возможен. Но встает следующий вопрос Что с такой оценкой делать? Вроде все просто об этом надо рассказать потребителю товаров. Но как это сделать наиболее эффективно? Можно разместить на упаковке слова «Используя этот товар, вы вносите вклад в защиту окружающей среды и решение экологических проблем». Можно насытить рекламу товара природными образами. Наконец можно строить брэнд на поддержке природоохранных проектов (как тот же НорНикель участвующий в охране краснокнижного таймырского гуся пискульки. Все это важные, но не лучшие решения. Программа информирования всех участников рынка об энергоемкости производства и экологичности товаров и услуг любого типаНужна повсеместно действующая программа информирования об энергоемкости производства и экологичности всех типов товаров и услуг. Такое информирование легче всего начать с подсчета затрат энергии (выпечка 1 кг. хлеба потребляет 130 гр. условного топлива, а кг. сахара 900 грамм). Сэкономленную энергию легко пересчитать в сокращения выбросов, стоков и сохранение природных экосистем. Эти цифры надо вводить в широкий оборот, также как это делалось при внедрении системы штрих-кодов. Особую роль в кампании экологизации потребления займет реклама и брэнды энергосбережения. Креативщики охотно предложат символы для снижения экологических воздействий. Позволим и мы такую фантазию Единицу экономии энергии можно обозначать как один ЭНЕРДЖИК, он и в английском языке звучит симпатично. Еще идея Бытовое обозначение доллара «Buck» первоначально означало самца оленя. На Руси была денежная единица куна, обозначавшая цену куницы. Стоящий столбиком (как единичка) горностай возможный символ единицы сокращения экологической нагрузки, мерой которой, кстати, является исчезновение из экосистем некоторых хищников. Информация об экологической цене самый действенный способ стимулирования спроса на экологичную продукцию.Чтобы кампания экологизации потребления не свелась к рискованным манипуляциям с энерготарифами, она должна начаться с исследования реакции потребителей на зеленую компоненту стоимости энергии и товаров. Эколого-энергетическая цена товара должна стать столь же повсеместной, как и денежная цена. «Зеленая» или энергетическая цена на первых порах будет лишь справочной информацией. Например, производство одной банкноты не Пермской фабрике Госзнака стоит 1,4 грамма условного топлива. Такое параллельное информирование в обычных и экологических ценах позволит исследовать реакцию рынка на перспективы экологизации ценообразования. Вложения в информационную кампанию, рекламу и даже формирование моды смогут мотивировать огромную массу потребителей и вовлечь в энергосбережение их финансовые средства. Экологическая информация уже работает на рынках РоссииМы имеем объективные свидетельства того, что потребители такую информацию воспринимают и готовы голосовать рублем за более чистые технологии и экологически ответственные компании. Год назад мы зафиксировали разнонаправленную реакцию фондового рынка на позитивную и негативную экологическую информацию об эмитентах ценных бумаг. Созданный после этого фондовый индекс NERAX Есо показал опережающий рост котировок акций 10 наиболее экологически ответственных компаний страны по сравнению со средним уровнем рынка. Этот рост произошел именно после появления в открытом доступе информации нашего агентства. Как видите, в России есть люди, готовые из собственного кармана мотивировать более чистые производства. Даже если они делают это из собственной корысти, мы простим им этот грех, который ведет к повышению цены экологически ответственных бизнесов и снижению стоимости бизнесов безответственных. |