![]() |
Независимое Экологическое
|
Наши
|
Бизнес и экология в России — предыстория рейтинговРеального сохранения живой природы и охраны окружающей среды невозможно добиться без осознанного и конструктивного взаимодействия экологически обеспокоенной общественности с бизнесом. До настоящего времени на этом направлении нет серьезного прорыва. Бизнес-сообщество не только в России, но и во всем мире, продолжает относиться к охране природы как к дополнительной, в ряде случаев неизбежной, обузе или сфере рекламы своих меценатских достоинств. Однако анализ ситуации, в котором принимали участие ряд активистов НПО, показал наличие одной уязвимой бреши в стене, которой бизнес отгораживается от полноценного участия в решении экологических проблем. Эта брешь связана с использованием самим бизнесом экологической аргументации для устранения конкурентов и завоевания рынков. Разрабатывая эту тему Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» еще в 1998 году начал подготовку обзора фактов и примеров использования экологической аргументации на российских и мировых рынках. Первый краткий обзор был опубликован к Второму Съезду по охране природы России (Саратов, 1999), он не имел авторской позиции и излагал материал в том виде, как подают его СМИ. Целью этого и последующих обзоров проблемы «Экология и Бизнес» являлось накопление критической массы фактов для начала процессов их совместного обсуждения обеими сторонами. Библиография: Экологические проблемы и товаропроизводители: обзор фактов и примеров на российском и мировом рынках. Составители: В. И. Перерва, А. С. Мартынов, А. А. Тишков. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 1999. 47 с. Несмотря на отсутствие явных успехов в налаживании конструктивного диалога с российским бизнесом Проект ГЭФ продолжал усилия по разъяснению бизнесменам целесообразности сотрудничества с экологами, ориентируя их на две группы мотивов — стремление к экономической и политической безопасности и стремление к лидерству. Именно на мотивацию экономической безопасности было направлено накопление фактов использования экологической информации и аргументации в отношениях между товаропроизводителями и некоторыми странами. В России с «экологическим давлением» пока сталкиваются единичные предприятия, выходящие на внешние, главным образом европейские, рынки, поэтому их негативный опыт нуждается в широком распространении и своеобразной рекламе. Для привлечения внимания национального бизнеса к серьезности проблемы Проектом ГЭФ был подготовлен проект специального доклада «Как одни бизнесмены с экологами ссорились, а другие прибыли делили», который в 2001 году был разослан крупнейшим компаниям, работающим в России. В отличие от первого обзора, который был проигнорирован и бизнесом и НПО, на этот документ была реакция нескольких компаний и отдельных специалистов. Так, были предложены новые сюжеты к докладу (о борьбе вокруг переработки попутного газа, о противодействии использованию нефосфатных стиральных порошков в России, об отборе экологически чистых территорий для заготовки ягодных основ для прохладительных напитков), а представители компаний ЛУКойл, Арктикгаз и СИБУР приняли участие в Национальном Форуме по сохранению живой природы России в мае 2001 г. Чтобы подчеркнуть PR-составляющую эколого-экономических проблем России, было решено продолжить серию «Пособий для детей и министров» третьим иллюстрированным изданием. В нем в форме журналистского расследования изложены реальные ситуации в сфере природопользования и обрисованы перспективы рекламной активности с использованием «природных» и «экологических» брендов. Библиография: — А. Мартынов, Н. Рыжова, И. Рыжов. Природа илии прибыль. Пособие для детей и министров по экологически ответственному бизнесу. -М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2001. -36 с. Опыт контактов с бизнесом показал, что на современном этапе своего развития бизнес-сообщество не ощущает себя корпоративной группой с общими интересами. Противоречия и конкурентные отношения оказываются сильнее необходимости решения тех общих проблем, в т.ч. экологических, которые встают перед бизнесом в целом. В этих условиях именно претензии экологов могут стать основой для новых форм объединения бизнеса. Так, на мировом уровне развивалось корпоративное регулирование деятельности в лесной и горнодобывающей отраслях. Ряд компаний стал активно использовать членство в корпоративных структурах, декларирующих приверженность охране природы, как условие успешного бизнеса. Процесс пошел в сторону новых ограничений на торговлю и других элементов «мягкого» ограничения присутствия на экологически чувствительных сегментах рынков (в первую очередь европейских). Другим средством превращения мотивов лидерства в экономически ощутимые стимулы к экологизации была признана система рейтингов опасности для живой природы предприятий, компаний и фирм. От желания улучшить свое положение в рейтинге, а с ним и значимость в глазах партнеров или клиентов, всего один шаг до проведения экологического аудита и сертификации, в т.ч. по стандартам серии ISO. Для обсуждения этого направления действий Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» предложил концепцию создания в России соответствующих рейтинговых агентств. Список материалов по проблеме «Бизнес и экология»
|